Сценарии библиотечных уроков, мероприятий по творчеству писателей 

Библиотечный урок по творчеству В.Бианки

 ЦЕЛЬ: познакомить с жизнью и творчеством писателя-натуралиста В.В.Бианки

ЗАДАЧИ: на основе сказок и рассказов писателя воспитывать любовь и уважение к миру природы; учить понимать природу, её законы и особенности; развивать память, речь, мышление, наблюдательность.

ОБОРУДОВАНИЕ: книжная выставка «Мудрец с душой ребёнка», буклеты «Виталий Валентинович Бианки», компьютер

1. Играет спокойная музыка.  Библиотекарь читает отрывок из рассказа Бианки.

“Зимний лес. Тихо-тихо вокруг. Мороз щиплет лицо, но, если хочешь увидеть, как торопится домой зайчишка, или выходит на прогулку барсук, терпи. Вот снег зашевелился. Дрогнула ветка. Ближе…ближе… и перед наблюдателем раскрывается ещё один лесной секрет”. А потом обо всём, что увидел, Виталий Валентинович рассказывал ребятам в книжках, помогая проникнуть им в чудесные тайны природы.

2. Сообщение темы.

- Сегодня, мы поговорим о замечательном писателе Виталии Валентиновиче Бианки (обратить внимание на портрет).

В.В. Бианки родился в Петербурге 30 января 1894 года, умер в 1959 году. В этом году ему исполнилось бы 118 лет.

Ещё мальчишкой он проводил в лесу всё свободное время, с жадностью прислушивался к рассказам старых охотников. Он пытался понять, о чём “разговаривают” птицы, почему ноги цапли и лапы крота так не похожи, почему одни животные строят домишки на деревьях, другие – на воде или под водой. Окончив университет, Виталий Бианки побывал с экспедициями во многих уголках нашей Родины. В своих лесных былях и сказках он ответил детям на множество вопросов, а ребятам постарше посвятил увлекательную “Лесную газету” - календарь природы нашей страны. И стала  самой знаменитой книгой Бианки   «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Газета представляет собой детский настольный календарь природы, разделенный на 12 частей, соответствующих 12 месяцам в году. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Это большая настоящая газета со своей передовицей, объявлениями, телеграммами – обо всём, что происходит в лесу. Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет.

3. Рассматриваем книгу В. Бианки “Лесная газета”. О чём пишут? Что сообщают? Читаем рассказ “Купание медвежат”.

Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному: сказки-несказки. В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир. Он написал более 300 сказок, рассказов о природе, в числе которых такие, как Первая охота (1923), Кто чем поет (1923), Как Муравьишка домой спешил (1935), Сказки зверолова (1937) и др. По некоторым из них (Оранжевое горлышко (1937, и др.) сняты мультфильмы.

В последние годы жизни Бианки тяжело болел – у него были полностью парализованы ноги и частично руки. Однако у него по-прежнему собирались писатели, считавшие его своим учителем, проходили заседания редколлегии «Вести из леса». Он участвовал в написании сценариев для кинофильмов, мультфильмов и диафильмов о природе. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира.

Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».

  Книги Бианки любимы и детьми, и взрослыми. Они читаются легко и увлекательно. Книги познавательны – много неизвестного о повадках, образе жизни животных. Читая Бианки мы задумываемся, радуемся, огорчаемся, удивляемся. Чтобы писать о животных, надо их любить. Бианки заражает этой любовью своих читателей. Если человек любит и знает природу, он никогда не навредит ей, а преумножит её богатства. Таким образом узнать и полюбить природу помогут произведения Виталия Валентиновича Бианки. 

4.   Выставка книжной выставки «Мудрец с душой ребёнка»

 - Обратите внимание на выставку книг (перечислить названия книг). В основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Создавая их, он стремился и ребят приучить к самостоятельным наблюдениям над родной природой.

5. Конкурс «Знатоки произведений Бианки»

            1. Какая книга у Бианки стала самой знаменитой? («Лесная газета»)

            2. Почему нельзя трогать руками яйца в гнёздах? (Птица бросает гнездо)

            3. На что похож домик Иволги? (На лёгкую плетёную корзиночку «Лесные домишки»)

            4. Чем поёт Бекас? (Хвостом. «Кто чем поёт?»)

            5. Какая птица свою песню на воде исполняет? (Выпь.  «Кто чем поёт?»)

            6.Какая птица не вьёт гнезда, а строит нору на берегу и пол в ней выстилает тонкими рыбьими косточками? Зимородок. «Рыбий дом»

            7. У какой птицы нос служит и сеткой и глоткой? (Козодой-сетконос)

            8. Зачем Бекасу-Долгоносу прямой и длинный нос? (козявок из тины доставать удобно)

            9. Какой клюв у Шилоноса? (длинный и загнутый к верху, в воде живность поддевать)

            10. Почему у Кроншнепа-Серпоноса клюв вниз смотрит?

            (чтоб червяков и букашек из травы доставать)

            11. Что стало с Мухоловом? (прилетел ястреб и съел его «Чей нос лучше?»)

            12. Вьёт ли гнездо Козодой? (Не вьёт, а высиживает яйца прямо на земле)

            13. Для чего клесту клюв крестом? (он им круглый год семечки из шишек вылущивает)

            14. Гнездо какой птицы похоже на варежку? (синичка - ремез)

            15. Как называют птицу с мешком под клювом? (пеликан-мешконос)

            16. Как называется птица, которая, защищаясь от врага, извивается и шипит как змея? (вертишейка)

            17. У кого отрастает утраченная часть тела? (у ящерицы, у рака)

            18. Какие птицы спят и прячутся, зарывшись в снег? (тетерева, рябчики, куропатки)

            19. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушка. Она подбрасывает яйца и отдаёт своих птенцов на выкорм другим птицам.)

            20. На что похож удод? (На пёстрый лоскут)

            21. Какие способы защиты животных от врага вы знаете? (обман, прячутся, пугают, оперенье, шипят)

 6. Отгадывание ребусов.

– Сейчас я хочу предложить вам отгадать ребусы. В них скрыты названия зверей.

7. Чтение произведения В. Бианки “Хвосты”.

- Сейчас мы прочитаем ещё одно произведение Бианки “Хвосты”, а после чтения проведём “Хвостатую викторину”.

8. Викторина.

Его хвостик летом серый, а зимой белый (заяц).

Её хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых (корова).

Нос пяточком, хвостик крючком (свинья).

Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков (белка).

Про трусишку говорят, что он дрожит, точно её хвостик (овца).

Он ловил хвостом рыбу в проруби (волк).

У этого великана нос намного длиннее, чем хвост (слон).

Её длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей хитрой хозяйки, особенно на снегу (лиса).

Для этого речного строителя его хвост является и рулём и веслом, в нём же он накапливает жир на зиму (бобр).

Одни взмахом хвоста – она разбила золотое яичко (мышь).

Сапоги со шпорами, хвост с узорами (петух).

Эта птица на своём длинном хвосте “разносит новости по лесу” (сорока).

9. Отгадывание кроссворда.

– У нас осталось ещё одно задание, отгадать кроссворд про животных и прочитать ключевое слово.

1. На овчарку он похож:
Что ни зуб-то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

2. Длинное хвостище,
Рыжее волосище,
Сама хитрища. (Лиса)

3. Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном. (Дятел)

4. Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, жёлуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грузен был… . (Кабан)

5. Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга. (Лось)

6. Пусть я птичка - невеличка;
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь)

7. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь, под крышей, обитаю,
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … . (Воробей)

8. Вот так звери!
Нор не роют,
Но зато плотины строят.
Все они одеты в шубы,
Инструмент не пилы – зубы. (Бобры)

9. Спиною зеленовата,
Животом желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

10. Какая птица в лесу обитает,
Всем своё имя она называет? (Кукушка)

11. Стройный, быстрый,
Рога ветвистые,
Носится весь день,
Кто это? (Олень)

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)

До чего цветы в садах
Буйно расцвели!
Распевают песни в них 
Звонко… . (Соловьи)

- Должно получиться ключевое слово “Виталий Бианки”.

10. Итог.

Мы сегодня познакомились с замечательным детским писателем Виталием Валентиновичем Бианки. Я приглашаю вас в библиотеку, где вы можете взять книги этого писателя и прочитать сами. А ещё я хочу пожелать вам быть внимательными к окружающей природе, беречь и любить её.

Литературная викторина по сказкам братьев Гримм

 Цель мероприятия: обобщить и пополнить знания учащихся начальной школы о творческом наследии братьев Гримм.

Задачи мероприятия:

Образовательные: познакомить с биографией братьев Гримм и их творчеством  

Развивающие: развивать   творческие способности, образное и логическое мышление, умение анализировать, обобщать;  

Воспитательные:   воспитывать интерес к мировой детской художественной литературе и жизни талантливых людей; воспитывать наблюдательность, трудолюбие и стремление к получению знаний.

Оборудование: Выставка книг братьев Гримм, портреты писателей, шаблоны кроссворда (6 шт.)

БЛ0К 1. ТРУД

Вопросы

1  В какой сказке от упорного взбивания перины на зем­ле шел снег? («Госпожа Метелица».)

2  Назовите по­мощников старого сапожника из сказки братьев Гримм. (Маленькие человечки.)

3  Что должен был сделать каждый желающий в сказке «Горшок каши», чтобы проехать из деревни в город? (Он должен был проедать дорогу в каше.)

4  В какой сказке од­на из героинь за свою лень была из­мазана черной смолой? (В сказке «Госпожа Метелица».)

5  Чему обучились герои сказки «Три брата», стран­ствуя по белу свету? (Брить, ковать и фехтовать.)

БЛ0К 2. ЧТЕНИЕ

Вопросы

1  Как звали извест­ных на весь мир сказочников брать­ев Гримм? (Вильгельм и Якоб.)

2  Из какой страны были родом братья Гримм? (Из Гер­мании.)

3  Герой какой сказ­ки произносил перед дверью коро­левны такие стихи-заклинания: «Здравствуй, королевна, // Дверь открой, // Неужель забыла, // Что вчера сулила, // Помнишь, у колод­ца? // Здравствуй, королевна, // Дверь открой?». («Король-лягушо­нок, или Железный Генрих».)

4.( «Кот в мешке») Как правильно называется сборник сказок братьев Гримм, которому ис­полняется в 2007 году 195 лет? («Детские и семейные сказки».)

5.( «Своя игра») В ка­кой сказке принцесса любила да­вать женихам стихотворные прозви­ща: «Журавлины долги ноги, не найдут пути-дороги»; «Белый как смерть, тощий как жердь!»; «Крас­нокожий, на рака похожий»? («Ко­роль Дроздобород».)

БЛОК З. ПРИРОДА

Вопросы

1  Какие цветы росли в саду Краснозорьки и Белоснежки из одноименной сказки братьев Гримм? (Красная и белая розы.)

2  Чем и в течение какого времени кормил великан ма­ленького мальчика в сказке «Моло­дой великан», чтобы тот вырос? (Горными орехами; в течение шести лет.)

3  В какого зверя за­колдовал маленький карлик пре­красного принца в сказке братьев Гримм «Краснозорька и Белоснеж­ка»? (В медведя.)

4  Назовите живот­ных из одноименной сказки братьев Гримм, которые ради спора устрои­ли марафонский забег на овощном поле. («Заяц и еж».)

5.( «Своя игра») Поче­му у всех бобов посередине имеется черный шов и из какой сказки стало это известно? (В сказке «Соломинка, уголь и боб» объясняется: портной за­шил лопнувшего от смеха боба един­ственной имевшейся у него черной ниткой.)

БЛОК 4. МАТЕМАТИКА

Вопросы

1  Продолжите зна­менитое сказочное заклинание, с помощью которого можно было уп­равлять одним из предметов кухон­ной утвари: «Раз, два, три…» («…Горшочек, вари!»)

2  Перечислите му­зыкантов ансамбля из сказки «Бре-менские музыканты». (Осел, Собака, Кот и Петух.)

3  «В этой хижине все было маленькое. Посреди хижины стоял столик с 7 маленькими тарел­ками, и на каждой тарелочке по ло­жечке, а затем 7 ножичков и вилочек. Около стола стояли рядком 7 крова­ток». Из какой сказки этот отрывок? («Белоснежка и семь гномов».)

4  Вспомните сказки братьев Гримм, в названиях которых присутствуют числа. («Три брата», «Три счастливца», «Семеро храбре­цов», «Белоснежка и семь гномов».)

5  Какую надпись вышил портной на своем поясе из сказки «Храбрый портной»? («Зол бываю — семерых убиваю».)

БЛОК 5. МУЗЫКА

Вопросы

1  Кто из бременских музыкантов играл на скрипке? (Кот.)

2.( «Своя игра») На каком музыкальном инструменте играл петух в сказке братьев Гримм «Бременские музыканты»? (На ба­лалайке.)

3  «Кот в мешке») В какой сказке петушок приветство­вал главную героиню запевом: «Ку-ка-ре-ку, девушка пришла! // Много золота в дом принесла!» («Госпожа Метелица».)

4  Кто пел такую пе­сенку в домике старого сапожника: «Хороши у нас наряды, // Значит, не о чем тужить! // Мы нарядам нашим рады // И сапог не будем шить»? (Маленькие человечки в одноименной сказке.)

5  За кого выдал ко­роль свою дочь в сказке «Король Дроздобород»? (За принца, переоде­того в нищего уличного музыканта.)

БЛОК 6. УГАДАЙ СКАЗКУ ПО НАЧАЛУ

Вопросы

1  «Однажды летним утром сидел портняжка у окна на своем столе для шитья; ему было ве­село, и он шил изо всех сил». («Храбрый портняжка».)

2  «Было у одной вдо­вы две дочери: одна была красивая и работящая, а другая — уродливая и ленивая». («Госпожа Метелица».)

3.( «Кот в мешке») «Был у одного хозяина осел, и мно­го лет подряд таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к работе не так приго­ден, как прежде». («Бременские му­зыканты».)

4  «Жила-была в де­ревне бедная старуха. Собрала она раз в миску бобов и хотела было их сварить». («Соломинка, уголек и боб».)

5 «Жил на свете са­пожник. Денег у него совсем не бы­ло. И так он наконец обеднел, что остался у него всего только один ку­сок кожи на пару сапог». («Малень­кие человечки».)

БЛОК 7. УГАДАЙ СКАЗКУ ПО ГЕРОЯМ

Вопросы

1  Ёж, ежиха, заяц. («Заяц и еж».)

2  Мачеха, старушка, ленивица. («Госпожа Метелица».)

3  Мельник, Собака, Петух, разбойники. («Бременские музыканты».)

4  Силач, великан, мельник, богач. («Молодой вели­кан».)

5  Нищий, королевна, жена, король. («Король Дроздобород».)

БЛОК 8. ОТКУДА ЭТИ СЛОВА?

Вопросы

1  «Когда солнце стало опускаться за холмами, коро­левна и нищий музыкант подошли к стенам большого богатого города. Над золотыми тяжелыми воротами возвышалась круглая башня…» («Король Дроздобород»)

2 «Я — сын короля, но был околдован карликом: он ук­рал у меня мои сокровища, обратил меня в дикого медведя и заставил жить в лесу до тех пор, пока его смерть не расколдует меня». («Крас­нозорька и Беляночка».)

3.( «Своя игра») «Ее во дворце давно поджидали. Для нее уже были подготовлены железные башмаки, раскаленные на горячих углях. Клещами втащили эти баш­маки в комнату и поставили перед злой мачехой. Она должна была на­деть на ноги эти раскаленные баш­маки и плясать в них до тех пор, по­ка не упадет мертвою на пол». («Бе­лоснежка и семь гномов».)

4  «Человечек сидел и удил рыбу, а ветер, к несчастью, запутал его бороду в леске, и когда клюнула большая рыба, у карлика не хватило сил ее вытянуть, рыба была сильнее его и тянула карлика за собой». («Краснозорька и Бе­ляночка».)

5  «Взял старший сын свою шпагу да как начал вер­теть ею у себя над головой! Так быстро вертит, что ни одна капля на него не попадает». («Три брата».)

БЛОК 9. УГАДАЙ СКАЗКУ ПО ПРЕДМЕТАМ

Вопросы

1  Мельница, бала­лайка, окно. («Бременские музыкан­ты».)

2  Варенье, жилетка, мухи. («Храбрый портняжка».)

3  Шпага, мыло, кисточка, подкова. («Три брата».)

4.( «Кот в мешке») Ножницы, удочка, борода. («Крас­нозорька и Белоснежка».)

5  Кроватки, ложки, чашки, гребень. («Белоснежка и семь гном)

Источник:

Читаем, учимся, играем. – 2007, №7

 

 

 

© stepnoebibl

Бесплатный хостинг uCoz